16+
В поисках «заброшки»

9 сентября 2021

Туристом на Ямал каждый приезжает за своим: кто-то, наслушавшись рассказов о рыбалке, грибах и ягодах, решает провести отпуск в лесах Крайнего Севера, другие покоряют горы Полярного Урала, а кто-то едет совсем не ради прекрасных пейзажей.

Туристические маршруты Ямала привлекательны, прежде всего, своей необычностью. Эксклюзивными кадрами отсюда могут похвастаться немногие - это место приключений только для настоящих романтиков. Таких, например, кто готов, невзирая на непролазные болота и тучи гнуса, лезть в самые дальние дали в поисках чего-то исключительного. Например, заброшенных мест.

Подобных локаций, хранящих историю, в округе немало. Первым делом, конечно, едут на 501-ю стройку. Мы же, впечатлённые поездкой на «мёртвую дорогу», отправились искать нечто подобное. И нашли - заброшенное месторождение.

Когда в 80 - 90-е годы с опустевших месторождений уходили нефтяники, наверняка, мало кто из них и их начальства задумывался о правильной консервации. Поэтому мы решили во что бы то ни стало отыскать заброшенную нефтяную скважину, тем более вокруг Тарко-Сале да и в целом по району работающих станков-качалок было немало. Эта история началась для нас в 2019 году. Поговорив с северянами, уже давно ставшими южанами, определили примерный круг поиска и стали готовиться в дорогу. Победной стала первая же точка.

В лесах между Тарко-Сале и Ханымеем мы нашли её: старую, ржавую, заброшенную качалку. Место, полностью сохранившее в себе дух эпохи даже после стольких лет запустения. Но обо всём по порядку.

«Тойота» на дровах

Несколько спальников, тент, котелки, тёплая одежда (ну и что, что лето - погода любит поиграть), резиновые сапоги повыше, сумки с едой, ёмкости с водой и куча аэрозолей-репеллентов. Багажник забили до упора. Спасла пневматическая подушка - вес практически не почувствовался, а значит, проскочить сырые места будет проще. Ехать решили во второй половине дня, чтобы не выматываться, а спокойно после обследования двух-трёх точек, что неподалёку друг от друга, остановиться на ночлег. Разжечь костерок, приготовить на огне мясо, выспаться.

В оговоренное время двинули по асфальтовой дороге, очень скоро переходящей в насыпь из щебёнки, затем пошли бетонные плиты. Через несколько часов тряски свернули к первой точке. Несколько болот японский тяжеловес прошёл легко. Расслабившись, уже предвкушали разминку на полянке, когда совершенно неожиданно застряли. В ход пошли несколько досок из багажника - подложили под колёса. Увидела древесину ещё перед выездом, хотела пошутить, дескать, машина на дровах? И порадовалась, что не выгрузила случайно, потому как однажды под проливным дождём откапывала пикап из грязи. То ещё удовольствие.

Невзрачная дорога

Спустя сорок минут езды показалась едва различимая дорога. Не заброшенная, но и не популярная, не заросшая. Решаем - давай по ней, куда-нибудь да приведёт, не зря ведь кто-то продолжает её обслуживать. В какой-то момент остановились - пройдёмся, разведаем, что впереди, пусть машина постоит. Расходимся в разные стороны, повторили правила: идём ровной полосой, не убегаем вперёд и не отстаём.

Ноги увязают в жиже после дождя, плотный лесной покров не даёт впитывать воду быстро. Кому-то из ребят повезло больше - досталась сухая тропинка на возвышенности. Тишина леса оглушает, хочется постоянно сглатывать слюну, чтобы разложило уши. Лишь треск веток на пути даёт понять, что всё происходящее реально. Под ногами красноголовики, маслята, брусника, голубика, черника… Совершенно неожиданно сонное спокойствие разбивает крик: «Сюда! Все сюда! Здесь!»

Бежим, словно дикие, не чувствуя ног, но ощущая как пульс бьёт в ушах. Не верится - сразу же удача! А ведь большинство отговаривали от затеи, сомневаясь, что ещё что-то может остаться. Но вот он - памятник эпохе, символ побед и достижений - перед нами. На поросшей травой поляне, величественно и гордо, покрытый ржавчиной, забытый богом и людьми возвышается нефтяной станок-качалка. Полный восторг - не обманули геологи. Правда, кольнуло и лёгкое разочарование: слишком быстро закончилось путешествие. В моём случае приятнее искать и исследовать - сама дорога и есть цель. Отчего-то вспомнился Будда: счастье - это и есть путь.

Послевкусие

На качалке сохранилась заводская надпись, забор сломан. Не верим своим глазам, поскольку понимаем, как активно вывозится охотниками за черметом старый металлолом, в том числе и брошенный, из лесов и болот Ямала. Территория не огорожена: в свободном доступе проход к бывшей скважине, вокруг - лом железа. Винты, лестницы, площадки наверху, провода, «тело» и «голова» - всё в большей степени в сохранности. Возле - песок, пропитанный нефтепродуктами. 

Осматриваемся. Неожиданно в стороне, в молодой поросли берёз, находим старое хранилище для выкачиваемой нефти. Правда, хранилищем это едва ли можно назвать: некогда вырытую в песке яму просто обили досками. Эта обратная сторона приключений с «заброшкой», к ней невозможно привыкнуть. На 501-й стройке - это бараки с расцарапанными гвоздями стенами и алюминиевой посудой. А здесь, вот… Убиты были не люди, убита была земля.

Сталкеры, что поехали с нами, в восторге - посреди болот и озёр, в кишащем гнусом лесу они нашли своё сокровище. Ребята делают селфи и снимают видео, обследуют качалку, обсуждают, можно ли найти тех, кто здесь работал, узнать, кому она принадлежала. Мы в сторонке разбиваем лагерь: сегодня остаёмся здесь, темнеет, да и времени на обратную дорогу уйдёт порядком.

Следы на песке

Так закончилась тогда наша поездка к качалке. Вернувшись на то место на днях, обнаружили пустоту. Нефтяной станок разобрали, немного прибрались в месте бывшего хранилища. Нас встретила табличка: скважина такая-то законсервирована теми-то тогда-то. О том, что некогда здесь добывали нефть, говорят лишь тёмные следы на песке. Часть территории поросла травой, пройдёт ещё десяток лет, и лес скроет всё вокруг, потеряются и эти свидетельства.

С компанией, что путешествовали на качалку и в Салехард на 501-ю стройку, теперь решили махнуть в другую сторону - найти упавший вертолёт, о котором рассказывали местные пилоты. Эту задачу на деле обрисовывают как практически невыполнимую, но мы для начала решили просчитать - вдруг получится. А нет, так нет - на Ямале ещё много необычных маршрутов и интересных мест.

Справка

Нефтяная качалка - тип наземных приводов скважинных штанговых насосов. С помощью данного агрегата пользователи осваивают скважины в условиях вечной мерзлоты.

Станок монтируется на специальную бетонную основу в виде фундамента. Здесь же располагается стойка, платформа и управляющая станция для оператора. После завершения работ по организации платформы размещается балансир, уравновешиваемый специальной головкой, к которой также подсоединяется канатный подвес.

Для обеспечения силового воздействия нефтяная качалка оснащается редуктором и электродвигателем. Последний может располагаться под платформой, но из-за высокой опасности такое размещение применяется крайне редко.

Текст и фото: Мария ШРЕЙДЕР

Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизируйтесь
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *